Yodda - новости регионов России

Скелеты сочинского шкафа

15.02.2017, 23:10
Что может стоять за слухами об аресте Главы Коми Сергея ГапликоваАвтор: Александр Соколов   Фото Ивана Федосеева

Видимо, нужно этому либо как-то положить конец, либо принюхаться, откуда может дуть ветер. Потому что становится, мягко говоря, странно, когда вот уже более месяца Коми сотрясают волны взаимных звонков и смсок с одним-единственным содержанием: «Ты слышал, что ЕГО арестовали?» И это в лучшем случае. В первую, середины января, волну слухов о задержании Сергея Гапликова автор этих строк выслушал целый рассказ с впечатляющими подробностями о том, как Главу Коми «брали» ни много ни мало в Сыктывкарском аэропорту, как «весь аэропорт был оцеплен, и моя подруга лично видела, как Гапликова выводили в наручниках» и проч.

«Слуховые волны» разлетаются, несмотря ни на что: ни на похвалу Владимира Путина (« Гайзер тоже за пару недель до того с ним в Китай ездил»), ни на периодически возникающего в телевизоре самого Гапликова, вроде бы вполне в своём кабинете и при официальном рабочем пиджаке. Удивляет не столько наличие самих слухов, сколько именно их накат: появились – вроде бы опроверглись – сами собой утихли… и по новой!

Ну, конец, вероятно, призван положить сам Глава, долженствующий явиться во всеоружии на первую свою большую пресс-конференцию 16 февраля. «Красное знамя» же решило принюхаться. Наш нюх не выявил ничего оригинального: неофициальные источники подтвердили, что если уж какой-то ветер и тянет к нашим Уральским горам, то, конечно, с Кавказских. Первое дуновение, как мы помним, произошло в августе . Основой чего могут быть более мощные ветра, мы тоже догадываемся. И чтобы это не только чувствовать, но и понимать, мы решили привести выдержки из статьи научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН Александра Соколова «Инсайдерский контроль и инвестиции ГК «Олимпстрой», которая была опубликована в интернет-журнале «Науковедение» в конце 2012 года. К тому времени Сергей Гапликов возглавлял государственную корпорацию уже более полутора лет.

(предупреждение: лонгрид. Написанный совсем не журналистским языком)

Инсайдерский контроль и инвестиции ГК «Олимпстрой»

В свое время возрождение Олимпийских игр проходило под идеей переноса основных битв и сражений с поля боя на мирные спортивные арены. Состязание лучших спортсменов-любителей должно было продемонстрировать, какая нация является наиболее волевой и здоровой. Однако сегодня большой спорт и Олимпийские игры в частности превратились в сплошной бизнес. В то время как здоровье граждан России продолжает подрываться, и все меньше детей можно заметить на спортивных площадках, различные рентоориентированные группы лиц все больше наживаются за счет средств бюджета, выделяемых на спорт. Теперь есть все основания ставить под вопрос статус России, как первоклассной спортивной державы, некогда действительно не вызывавший сомнений. Для этого достаточно сравнить результаты выступлений наших спортсменов на зимних и летних Олимпиадах во времена СССР и сегодня. Однако нынешняя Россия, обреченная на прозябание в статусе колониально-сырьевой периферии мирового капитализма, уж точно преуспевает в следующем: в масштабах затрат и хищений средств, выделенных на подготовку и проведение Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. По оценкам, которые будут приведены в статье, она станет самой дорогой Олимпиадой за всю историю игр, а главное, больше половины средств выводится в виде ренты инсайдеров, то есть групп лиц, неформально контролирующих финансовые потоки. Это стало возможным благодаря сложившейся в государственной корпорации «Олимпстрой», координирующей и отвечающей за строительство необходимых объектов, системе инсайдерского контроля. Непрозрачность финансовых потоков, отсутствие парламентского, общественного и даже полноценного государственного контроля за деятельностью госкорпорации, безответственность управленцев, – все это также активно способствует бесполезной растрате ресурсов…

Среди плюсов программы проведения Зимней Олимпиады в Сочи можно выделить следующие:

+ повышение престижа России в случае успешного проведения Олимпиады;

+ повышение спортивного интереса у населения, повышение обеспеченности региона спортивными мощностями;

+ развитие инфраструктуры города Сочи, его курортного и туристического потенциала;

+ создание рабочих мест.

Среди недостатков и основных проблем отмечаются:

– невостребованность олимпийских объектов после Олимпиады;

– учитывая полумиллионную численность населения Сочи и сезонно-курортное значение региона, высоки риски неокупаемости объектов;

– проблема качества строительства и безопасности объектов (принципиальный риск заключается в том, что основные спортивные сооружения строятся в Имеретинской низменности, т.е. по сути на болоте);

– сам г.Сочи мало что приобретает от ажиотажного олимпийского строительства, которое идет в основном в треугольнике Адлер – Красная Поляна – Имеретинская низменность;

– неразвитая инфраструктура, плохая экология, грязные пляжи и прибрежные воды будут дополнительно способствовать снижению интереса к Сочи после окончания Олимпиады, усиливая проблему невостребованности сооружаемых объектов;

– загрязнение окружающей среды (так, в конце лета 2010 года Счетная палата представила неутешительный доклад, придя к выводу, что Сочи превращается в гигантскую свалку[Журавлева,Кобяков, 2011])…

Общий объем финансирования олимпийской программы поначалу составлял 313,9 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета -185,8 млрд. рублей, за счет средств бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи – 9,2 млрд. рублей, за счет средств внебюджетных источников -118,8 млрд. рублей[Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357…]…

Оценки 2012 года достигли уже 1,3 трлн. рублей, из них около 200 млрд. рублей – на сооружение спортивных объектов [Гладунов, 2012]. То есть рост уже четырехкратный, и это, похоже, не предел…

Особенности государственной корпорации «Олимпстрой»

Отметим некоторые правовые особенности госкорпорации «Олимпстрой»: 1) ГК образуются на основании отдельного федерального закона, а регулирование их деятельности осуществляется на индивидуальной основе; 2) ГК – это не имеющая членства организация, образуется, контролируется и ликвидируется Правительством РФ; 3) существование госкорпорации предусмотрено до момента проведения Зимней Олимпиады 2014, после нее она будет ликвидирована; 4) имущество, переданное ГК, становится ее собственностью, и перестает быть государственным; 5) ГК не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам ГК; 6) на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО; 7) в отличие от ФГУПов, ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов; 8) на ГК не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 9) на ГК не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет им проводить конкурсы и аукционы в весьма произвольном порядке.

С одной стороны, за госкорпорацией отмечают ряд преимуществ: 1) Принадлежащая государствуи управляемая правительством корпорация способна осуществлять важные для общества функции на бесприбыльной основе. 2) Она способна воздействовать на рыночную стихию более эффективно, нежели механизмы косвенного регулирования экономики. 3) По сравнению с госкорпорациями государственные унитарные предприятия (ГУПы) обладают излишним бюрократизмом, а АО ориентированы в первую очередь на прибыль и повышение стоимости акций, а не на решение общественных и стратегических задач развития. 4) Небольшие разрозненные предприятия вряд ли способны успешно конкурировать с мировыми гигантами в военном машиностроении, авиации, наноиндустрии, атомной и др. отраслях. В этих соображениях есть свои резоны. Однако целый ряд особенностей институциональной природы государственных корпораций не позволяет использовать указанные преимущества.

Среди них можно выделить следующие: 1) Так как в России отсутствует единая система целеполагания, стратегия развития, а также система общегосударственного планирования, то это создает условия неэффективного функционирования ГК; 2) Имущество, переданное госкорпорации, становится ее собственностью, и происходит своего рода «безвозмездная приватизация» государственного имущества. Бюджетные средства для госкорпораций – бесплатный ресурс, который в условиях низкого уровня контроля обречен расходоваться неэффективно; 3) отсутствует открытая и действенная система оценки и ответственности за эффективность строительства олимпийский объектов; 4) система планирования даже внутри госкорпорации является весьма неполноценной; 5) происходит возрастание транзакционных издержек за счет разрастания органов принятия решений, 6) удлинение цепочек контроля ведет к увеличению помех управления, искажению информации и сигналов обратной связи, росту временной продолжительности принятия решений и риска ошибок [Устюжанина, 2008]; 7)в законах не предусмотрены санкции за невыполнение программы или несоответствие фактических показателей целевым значениям; 8) неформальные взаимоотношения топ-менеджмента

ГК с коррумпированной бюрократией, а также практика назначения на должности по принципу личной лояльности еще больше увеличивают риски оппортунизма. Реальными хозяевами непрозрачных финансовых потоков становятся узкие, в т.ч. скрытые, группировки лиц…

Все попытки и предложения законодателей ужесточить контроль над деятельностью ГК пресекались. Еще в ноябре 2009 года вносился законопроект, направленный на совершенствование государственного контроля за деятельностью госкорпорации. Законом предлагалось ввести практику ежегодного отчета Олимпстроя перед Госдумой, возможность назначения и освобождения от должности председателя госкорпорации, усилить госконтроль за сделками в размере менее 5% от активов «Олимпстроя». Инициатива даже таких мягких корректив не прошла [А.В. Багаряков внес законопроект…, 2011]. 17 мая 2011 года депутат ГД РФ от фракции КПРФ А.В. Багаряков вновь поднял вопрос о совершенствовании механизма контроля над деятельностью государственной корпорации «Олимпстрой», предложив соответствующий законопроект. Как отметил депутат в своем выступлении, расходы на строительство олимпийских объектов и имущественный взнос в госкорпорацию выросли в 2-3 раза, а контроля за их расходованием нет[А.В. Багаряков внес законопроект…, 2011]. Однако очередной законопроект вновь был «зарублен» «Единой Россией»…

Инфраструктура инсайдерского контроля и его нестабильность

Под термином инсайдеры понимаются такие заинтересованные в деятельности корпорации стороны, которые своего формального и неформального положения имеют возможность влиять на корпоративные решения, полностью или частично контролировать финансовые потоки, и стремятся изымать их часть в виде ренты[Дзарасов, Новоженов, 2009]. Инсайдерская рента сочетает в себе признаки феодального дохода и дохода от оппортунистической деятельности. Ренту инсайдеров следует отличать от предпринимательской прибыли или вознаграждения за добросовестный наемный труд. Изъятие ренты не предусматривает выполнения какой-либо полезной для общества деятельности и основывается на внеэкономическом принуждении.

Чаще всего реальные инсайдеры предпочитают оставаться в тени, всячески маскируя свое доминирующее положение. Чтобы удержать свою во многом неформальную власть над активами, инсайдеры опираются на инфраструктуру контроля. Под инфраструктурой инсайдерского контроля (ИИК) авторами теории понимается система взаимосвязанных формальных и неформальных институтов, позволяющих доминирующим собственникам господствовать над активами и финансовыми потоками корпорации и извлекать из этого доход[Дзарасов,2009]…

Практически все отмеченные выше элементы инфраструктуры инсайдерского контроля были обнаружены автором не только в госкорпорации «Олимпстрой”, но и в других подобных структурах. Так как они являются в основном неформальными, то это обуславливает нестабильность инфраструктуры контроля и снижение временного горизонта ориентации инсайдеров.

Одним из признаков этого является частая смена руководства. Так, за период 2007-2012 гг. сменилось целых 4 президента госкорпорации…

С июня 2009 года корпорацию возглавлял Таймураз Боллоев , бывший директор пивоваренной компании «Балтика» и друг В.В. Путина…

Таймураз Боллоев

Сразу после ухода Боллоева с поста президента госкорпорации стало известно, что сотрудники Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю в 2010 году возбудили 27 уголовных дел о фактах коррупции во властных структурах и в компаниях города-курорта, на 8 дел больше, чем в 2009 году [Журавлева, Кобяков, 2011]. В январе 2011 года президентом корпорации был назначен Сергей Гапликов, заместитель главы аппарата правительства РФ, который позже также окажется причастен к решениям об увеличении строительных смет, по фактам чего будут возбуждены уголовные дела (выделено ред.) …

Механизмы изъятия инсайдерской ренты

Уже в момент образования ГК «Олимпстрой» и других госкорпораций официальные лица и органы выражали опасения по поводу возможного извлечения инсайдерской ренты за счет средств и активов, переданных новым структурам. Министр финансов Алексей Кудрин отмечал, что с созданием госкорпораций пойдет «скрытая приватизация» и увод государственной собственности и средств [Киселева, 2008]. Мало того, отмечалось, что низкий уровень контроля за их деятельностью приведет к непроизводительному росту расходов. М. Делягин так описывает реальные цели деятельности руководителей госкорпораций: «вокруг «людей с ресурсом» толпятся люди, которые зарабатывают на самом процессе – на расходах, а не на доходах, результат им по большому счету не важен, важно участвовать в процессе»[Семейная империя Чемезовых…, 2011]…

В августе 2012 года в пресс-центре МВД России сообщили, что по фактам необоснованного завышения сметной стоимости 2 олимпийских объектов – санно-бобслейной трассы и центрального стадиона«Фишт»- заведены два уголовных дела по факту попытки хищения бюджетных средств. Первое дело возбуждено в отношении руководителей НПО «Мостовик», подозреваемых в завышении сметной стоимости работ при строительстве олимпийского объекта на сумму 2,5 млрд. рублей [Ермакова, 2012]. Второе дело касается попытки завладеть 5,6 млрд. рублей сотрудниками ЗАО «Объединение Ингеоком» путем завышения стоимости проектных и подрядных работ центрального стадиона в Сочи [там же].

По мнению аудиторов СП, за решения, повлекшие увеличение смет, ответственны бывшие и ныне действующие топ-менеджеры госкорпорации «Олимпстрой» Таймураз Боллоев, Сергей Гапликов, Юрий Тыртышов , Леонид Моносов , Карен Мдиванян и Александр Горностаев  [там же]. В Счетной палате также подсчитали, что сочинские объекты превышают международные стандарты в разы и по площади, и по стоимости, и пришли к выводу, что проектирование велось таким образом, чтобы выйти за рамки установленного госэкспертизой бюджета. При этом сроки проектирования и согласования проектной документации специально затягивались, чтобы невозможно было перепроектировать объекты и пересмотреть бюджеты[там же]. После того как корпорация в итоге получала одобрение государственной экспертизы на смету, заключались дополнительные соглашения к договорам о строительстве. По условиям этих допсоглашений стоимость контрактов «Олимпстроя» с подрядчиками многократно возрастала[Ермакова, 2012].

Юрий Тыртышов

11 мая 2012 года Владимир Путин провел заседание в Сочи по строительству олимпийских объектов и заявил, что цены пересматриваться не будут и подрядчики должны уважать ранее подписанные контракты. Между тем практически все олимпийские объекты уже де-факто в разы подорожали относительно тех сумм, которые прописывались в соглашениях изначально[Чеберко, 2012]…

Леонид Моносов

Поживиться на бесконтрольных потоках финансовых средств и изъять часть ренты стремятся не только подрядчики и работники госкорпорации, но и поставщики сырья.

Карен Мдиванян

Так, начальник контрольного управления администрации Президента Константин Чуйченко , докладывая в 2011 году президенту Д. Медведеву о расходах на строительство олимпийской инфраструктуры в Сочи, отметил, что контрольному управлению удалось выявить одну очень неприятную ситуацию, связанную с ценообразованием. Речь шла о значительном завышении стоимости сыпучих материалов. Чуйченко отметил, что щебень и песчано-гравийная смесь подорожали в Сочи с 360 до 800 рублей, то есть более чем в два раза, хотя в целом по России стоимость этих материалов оставалась на тот момент в 2–3 раза ниже [Расходы на Олимпиаду-2014 удивили…, 2011]. Как выяснилось, подходящий для нужд Олимпиады щебень находится под Краснодаром, но с доставкой этого материала возникают «разнообразные трудности». Ответить за сложившуюся ситуацию должна цепочка чиновников, а разбираться в высоких ценах на олимпийские стройматериалы, заявил Медведев, помимо Владимира Путина будет Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка . Тем не менее, об итогах разбирательства ничего на данный момент (конец 2012 г.) не известно, и проблема, похоже, решена не была.

Другой пример касается поставки сырья для строительства трассы Адлер – Красная Поляна. Заказчиком строительства трассы является дочерняя структура РЖД. Директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства Андрей Недосеков курировал железнодорожный транспорт в должности замминистра в Минтрансе, был членом совета директоров РЖД и возглавлял дочернюю компанию группы – «РЖДстрой». Вторым учредителем компании «РЖДстрой»выступал Вадим Беляев – ныне руководитель транспортного подразделения Sika в России. Примечательно это все тем, что сын главы департамента Вадим Недосеков активно подключился к олимпийскому бизнесу в Сочи, благодаря связям своего отца. Его компания «Триостройинжиниринг» (ТСИ) стала поставщиком материалов для СК «Мост», которая занимается строительством трассы до поселка Красная Поляна. Согласно документам ТСИ, компания начала работать в августе 2011 года с уставным капиталом 15 тыс. руб., то есть является фиктивной. А главная ее задача – перепродажа материалов фирмы Sika, в том числе подрядчикам РЖД, но значительно дороже их реальной стоимости (на 30-40%) [Сын сотрудника правительства заработал…, 2012]…

Летом 2012 Счетная палата России проверяла кредитную составляющую Олимпиады и обнаружила, что заемщики-получатели госсредств, являются лишь проектными компаниями, которые могут не выполнить финансовых обязательств. Ответственных же за расходование средств найти не удастся, потому что конечные бенефициары – получатели денежных средств, находятся в офшорах и юридически не связаны с застройщиками в рамках российского законодательства [Гладунов, 2012]. В результате все риски, связанные с возвратом бюджетныхсредств фактически перенесены на плечи государства…

Шесть уголовных дел из 27 возбужденных в 2010 году касались фактов фиктивного трудоустройства на различные руководящие должности в ГК «Олимпстрой»…

Аппетиты топ-менеджеров «Олимпстроя» ничуть не снизились и после отставки Боллоева. Годовой доход президента ГК «Олимпстрой» Гапликова С.А. в 2011 году составил 11,1 млн. руб. [Сведения о доходах и имуществе руководителей…, 2012]. Общие расходы на содержание высшего руководства госкорпорации (президента, 8 вице-президентов и главного бухгалтера) обошлись бюджету в одном только 2011 году в 117 млн. руб.[там же]. Средний ежемесячный доход топ-менеджеров «Олимпстроя», таким образом, составил примерно 978,4 тыс. руб. При этом средние доходы топ-менеджмента (президентов и вице-президентов) в строительных и девелоперских компаниях с активами более $500 млн. составили в 2011 году $306 млн., или 817 тыс. руб. в месяц [Зарплаты руководителей, 2011]. То есть руководители сочинской государственной корпорации «Олимпстрой» оказываются на 20% прожорливее, чем в среднем остальные их коллеги…

Последствия инсайдерского контроля и изъятия ренты для инвестиционных проектов

…Рассмотрим, как росла стоимость конкретных олимпийских объектов и насколько дороже они получались по сравнению со своими зарубежными аналогами.

а ) Главный Олимпийский стадион «Фишт»

Главный Олимпийский стадион будет расположен в Олимпийском парке г. Сочи и должен вмещать 40 тыс. чел. Изначальная стоимость строительства центрального стадиона была 63,5 млрд.$. В сентябре 2010 года в техзадание по его строительству внесли изменения, касающиеся параметров арены. Главгосэкспертиза утвердила сумму уже в размере 7,5 млрд. рублей (или $261,2 млн. 2012 года) [Sochi:Theimpactofthe 2014…, 2007], которую превышать было нельзя [Ермакова, 2012].Однако в сентябре 2011 года в инвестиционном паспорте ЦС стояла сумма уже в 11,1 млрд. рублей [Чеберко, 2012]. В августе 2011-го Леонид Моносов утвердил новую смету стадиона – 21,6 млрд. рублей [Ермакова, 2012]. А в феврале она выросла уже до 23,5 млрд. рублей [Чеберко, 2012]. То есть стоимость выросла в 3,1 раза за 2 года и составила $779 млн.. Внутренние аудиторы госкорпорации дали 137 замечаний к проекту, причем 78 из них – к сметной документации. Президент поручил руководству корпорации принять меры к выполнению первоначального плана, однако оно было проигнорировано первым вице-президентом «Олимпстроя» Кареном Мдиваняном, который утвердил изменения в техническое задание, по которым общая площадь застройки, арены и здания увеличилась в 1,2 раза[Ермакова, 2012]…

б) Большой ледовый дворец

Для проведения сочинской Зимней Олимпиады планируется построить к 2012-2013 гг. с нуля 2 хоккейные арены – «Большой» ледовый дворец вместимостью 12 000 чел. и Ледовую арену «Шайба» вместимостью 7 000 чел. Первоначальная стоимость Большой ледовой арены, застройщиком которой является НПО «Мостовик»,была оценена в $200,2 млн. в долларах 2012 года [Sochi:Theimpactofthe 2014…, 2007]. Однако с помощью 18 дополнительных соглашений стоимость значительно выросла, а менее чем за год к 2012 г. подскочила с 8,5 до 9,6 млрд. рублей, или $303 млн. [Ермакова А., 2012]. Рост составил 51%. В среднем по 12 рассмотренным олимпийским хоккейным стадионам стоимость 1 места вместимости оказывается равной $10,76 тыс. в ценах 2012 года, а у российского стадиона – уже равна $25,24 тыс. / 1 место, то есть в 2,3 раза дороже [Соколов, 2012]. Иностранные олимпийские хоккейные стадионы обходились на 57,4% дешевле. Впрочем, сочинский хоккейный стадион оказался дороже не только иностранных олимпийских аналогов, но и в 2 и более раз дороже российских хоккейных стадионов. Странно, но по этому объекту уголовного расследования инициировано не было.

в) Фигурное катание и шорт-трек

Для проведения соревнования по фигурному катанию и шорт-треку к Олимпиаде в Сочи планируется построить дворец спорта «Айсберг» вместимостью 12 тыс. чел. По плану на 2006 год, первоначально заявленный объем инвестиций оценивался в $99,2 млн. в ценах 2012 года [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Однако к 2011 году цена выросла более чем в 3,5 раза. А к июню 2012 года буквально за 1-2 года по дворцу спорта было заключено 12 дополнительных соглашений, и в итоге смета выросла с 5,6 до 8,8 млрд. рублей, или до $278 млн. [Ермакова, 2012]. Рост за все время, таким образом, составил 2,8 раза. Относительная стоимость дворца спорта «Айсберг» составляет 23140 $ / 1 место вместимости, тогда как одно место по 6 другим олимпийским стадионам соответствующего назначения обходится в среднем всего в 9950 $, или на 57% меньше [Соколов, 2012]…

г) Конькобежный спорт

Еще одни объект Олимпийского парка Сочи «Адлер-Арена» будет принимать спортсменов по конькобежному спорту. Вместимость стадиона равна 8000 чел. Изначальная стоимость строительства стадиона «Адлер-Арена» для конькобежного спорта оценивалась в $45,9 млн. в долларах 2012 года [Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357]. Однако по

данным на конец 2011 год, стоимость объекта выросла уже до 6 миллиардов 214 миллионов рублей [Сизова, 2011]. Рост составил 330%. 1 место «Адлер-Арены» обошлось в $24 660,тогда как 7 аналогичных олимпийских объектов в других странах обходились на треть дешевле – 16 450 $ за место [Соколов, 2012]…

е) Санно-бобслейная трасса

Санно-бобслейная трасса «Санки» расположилась на горнолыжном курорте «Альпика-Сервис».Договор на постройку санно-бобслейной трассы «Санки» первоначально предполагал стоимость строительства порядка $147,1 млн. в ценах 2012 года [Sochi:Theimpactofthe 2014…, 2007]. После утверждения цены Главгосэкспертизой России генеральный подрядчик ООО «НПО «Мостовик» по договору не имел права требовать ее увеличения. Однако первый вице-президент «Олимпстроя» Леонид Моносов, а чуть позже вице-президент Александр Горностаев заключали дополнительные соглашения, по которым цена постоянно росла [там же]. Всего к июню 2012 года госкорпорация заключила с подрядчиком ООО «НПО «Мостовик» 14 дополнительных соглашений на выполнение строительно-монтажных работ по санно-бобслейной трассе. Сумма в итоге выросла до 8,9 млрд. руб. [Ермакова, 2012]. То есть почти в 2 раза, составив $281 млн. (по курсу на дату публикации статьи от 09.08.2012). Средняя стоимость 1 места вместимости «Санок» обошлась в 25530 $, тогда как средняя цена по 6 другим олимпийским объектам составляет в 8720 $, или на 65,9% дешевле [Соколов, 2012]…

Такова примерная цена неэффективного и безответственного управления государственной корпорацией «Олимпстрой», функционирования системы инсайдерского контроля и изъятия ренты.

К результатам наших расчетов весьма близки и экспертные оценки. 7 сентября 2012 года разразился очередной скандал, связанный с деятельностью госкорпорации «Олимпстрой». По фактам необоснованного завышения стоимости строительства объектов Олимпиады возбуждено три новых уголовных дела. Как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак , курирующий реализацию олимпийского проекта, возбуждение дел по фактам выхода на госэкспертизу с завышенной на 30% стоимостью проекта «может стать прецедентом в нашей строительной отрасли»[Гладунов, 2012]. По оценкам некоторых экспертов, размер откатов и нецелевого использования бюджетных средств в госкорпорации варьируется от 25 до 50% [там же]…

Выводы

Отметим некоторые результаты исследования:

– деятельность государственной корпорации «Олимпстрой», основная официально декларируемая цель которой – обеспечение проведения Олимпиады, строительства объектов и развития Сочи как курорта, – характеризуется высокими масштабами изъятия ренты;

– на примере ГК «Олимпстрой», на котором успело смениться уже 3 гендиректора, наблюдается нестабильность инфраструктуры инсайдерского контроля, а также некачественное выполнение поставленных законом целей;

– стоимость олимпиады по оценкам на 2012 год превысила расходы на все прежние Зимние и Летние Олимпиады и превышает средние расходы на предыдущие Зимние Игры за рубежом примерно в 4 раза;

– стоимость 7 олимпийский объектов в среднем и за вычетом инфляции выросла за 2007-2012 гг. в 2,71 раз, или на 171%. В частности Главный стадион подорожал в 3 раза, трасса Адлер-Красная поляна – в 2,5 раза;

– относительная стоимость олимпийских объектов оказалась в разы выше по сравнению с аналогами за счет изъятия инсайдерской ренты;

– масштабы изъятия инсайдерской ренты можно оценить примерно в 30-60%, средняя оценка по 7 рассмотренным олимпийским объектам составляет 57,4%,по трассе «Адлер – Красная Поляна» – более 31,5%;

– общий объем перерасхода по 7 объектам Олимпиады составляет примерно $1,82 млрд. К этой цифре надо добавить $2,96 млрд. перерасхода по строительству трассы от Адлера до Красной поляны;

– масштабы и последствия изъятия ренты не могли не привести к заведению уголовных дел и различным проверкам, результаты которых подтверждают основные положения исследования;

– к числу последствий инсайдерского контроля принадлежат: повышение рисков неокупаемости и невостребованности олимпийских объектов после завершения Олимпиады, некачественное строительство и аварии, а также сверхобременение бюджета и налогоплательщиков.

Оригинал здесь

Источник: https:
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@smizz.ru

Мнение редакции интернет сайта smizz.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования